ЕВСЕВИЙ
Том XVII , С. 273-275
опубликовано: 20 марта 2013г.

ЕВСЕВИЙ

(Рождественский Евгений Петрович; 22.12.1886, с. Питим Моршанского у. Тамбовской губ.- 5.11.1937, Ахпунское отд-ние Сиблага), архиеп. Шадринский. Из семьи священника. По окончании в 1907 г. Тамбовской ДС поступил в КазДА. 11 окт. 1908 г. принял монашеский постриг с именем Евсевий. 7 дек. рукоположен во диакона. Во время учебы в академии духовным наставником Е. был прп. Гавриил (Зырянов). Окончил КазДА в 1911 г., удостоен звания кандидата богословия за соч. «Апокалипсис св. ап. Иоанна Богослова и его историческая судьба при свете древнехристианской письменности». Был оставлен при академии профессорским стипендиатом, рукоположен во иерея. В дальнейшем исполнял должность доцента на 1-й кафедре Свящ. Писания ВЗ. С 1917 г. пребывал в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре. 8 дек. уволен по болезни от духовно-учебной службы. 7 апр. 1919 г. возведен в сан архимандрита.

Евсевий (Рождественский), архиеп. Шадринский. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в.Евсевий (Рождественский), архиеп. Шадринский. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в.

15 марта 1920 г. хиротонисан во епископа Яранского, стал викарием Вятской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в Москве на Троицком подворье, возглавил Патриарх Московский и всея России св. Тихон. С 19 окт. 1920 до янв. 1921 г. Е. временно управлял Вятской епархией. С 14 сент. 1921 г. епископ Уржумский, викарий той же епархии. В кон. 1921 г. назначен епископом Ейским, викарием Кубанской епархии. Прибыл в Ейск в янв. 1922 г. Когда Кубанский еп. Иоанн (Левицкий) перешел в обновленчество, Е. после троекратного увещевания как 1-й викарий объявил архиеп. Иоанна впавшим в новый раскол и взял на себя управление епархией, вновь организовал епархиальный совет. В мае 1922 г. Е. прибыл в Краснодар. Служил в кафедральном соборе во имя вмц. Екатерины, в Александро-Невском храме и Георгиевской ц., позднее вернулся в Ейск. 4 янв. 1923 г. арестован, переведен в Краснодар, содержался при ГПУ. В апр. того же года Е. стал главным обвиняемым на устроенном в Краснодаре показательном судебном процессе по делу «о противодействии изъятию церковных ценностей». На суде держался с большим достоинством, в т. ч. во время очной ставки с архиеп. Иоанном, к-рый был введен в смущение вопросами Е. о причинах церковного разделения. Приговорен ревтрибуналом к 7 годам тюремного заключения. В порядке частичной амнистии ВЦИК этот срок наказания был заменен сроком 3,5 года. Отбывал заключение в Иркутске. 5 дек. 1925 г. досрочно освобожден.

В февр. 1926 г. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским); впосл. Патриарх Московский и всея Руси) назначен епископом Нижнеудинским, как викарий временно управлял Иркутской епархией. Однако назначенный прежде управляющим епархией Киренский еп. Ираклий (Попов), поддержанный большей частью иркутского духовенства, не признал назначения Е. В сент. Е. подал прошение о выходе на покой. В связи с назначением 18 нояб. 1926 г. управляющим Иркутской епархией Охотского еп. Даниила (Шерстенникова), бывшего ранее попечителем Забайкальской и Нерчинской епархии, 22 нояб. Е. был назначен на Читинскую кафедру. Однако сразу по получении извещения о назначении он подал ходатайство на имя митр. Сергия об оставлении на покое. Между тем из-за отъезда еп. Даниила в Иркутск (кон. нояб.- нач. дек. 1926) в Чите среди правосл. верующих, лишившихся архиерея, возникло замешательство, к тому же вновь усилили агитацию обновленцы. В силу этих обстоятельств между епископами Даниилом и Е. велась довольно резкая по тону переписка. Е. настаивал, что пребывает на покое и занять Читинскую кафедру не может; еп. Даниил же полагал, что Е. не может считать себя свободным от исполнения канонических правил. В связи с данными обстоятельствами 1 февр. 1927 г. еп. Даниил по просьбам Читинского епархиального совета согласился взять на себя попечение также и о Забайкальской епархии.

После подтверждения назначения на Читинскую кафедру Е. счел должным отказаться от прошения об оставлении на покое. 22 окт. 1927 г. он прибыл в Читу и приступил к управлению епархией с титулом «епископ Забайкальский и Нерчинский» (1-й правящий Читинский епархиальный архиерей после отъезда в 1920 в эмиграцию еп. Мелетия (Заборовского)). Первое время Е. проживал в сторожке Градо-Читинского Казанского собора, а затем в доме своего ближайшего друга и соратника прот. Николая Любомудрова. Под началом Е. в тот период пребывало ок. 140 правосл. приходов. Основной задачей было сохранение возрожденной еп. Даниилом в епархии канонической Церкви, к-рой угрожали как прямые гонения со стороны властей, так и инспирируемые ими действия раскольнических группировок, прежде всего обновленцев.

Памятуя об активности обновленцев в Забайкалье, Е. сразу постарался обеспечить образовательную подготовку правосл. духовенства. 7 нояб. 1927 г. при епископе была создана экзаменационная комиссия. Ее членам из числа наиболее опытных иереев кафедрального собора поручалось подготовить программу испытаний, причем Е. особо оговаривалось, что она должна была ориентироваться на новые условия, в к-рых оказалась Церковь: усилившееся неверие и различное совр. сектантство. Особо подчеркивалась необходимость для пастыря быть хорошо осведомленным в советском законодательстве о религ. орг-циях, чтобы новопоставленные священнослужители «не осложняли взаимоотношений между Церковью и государством, в отношении которого нужно держаться полной лояльности, не касаясь политики ни в проповедях, ни в частных беседах».

Е. столкнулся с определенной оппозицией части духовенства и мирян Забайкальской епархии. Так, периодически возникали трения, порой переходившие в конфликт, между епископом и епархиальным советом. Следствием этого стало распоряжение Е. о прекращении богослужения в читинском Михаило-Архангельском («декабристском») храме. Видимо, причиной этих нестроений было требование соблюдать канонические нормы в отношениях епархиального совета с правящим архиереем в связи с допускаемыми советом нарушениями.

27 нояб. 1927 г. Е. благословил благочинным размножить текст «Декларации» митр. Сергия и разослать ее по всем церквам их округов. Недовольства среди духовенства в связи с этим практически не было. Имелся лишь 1 случай, когда читинский священнослужитель отказался поминать за богослужением митр. Сергия, высказавшись в поддержку позиции митр. Иосифа (Петровых). Во многом это объясняется тем, что Е., проводя в жизнь политику лояльности по отношению к советской власти, был терпим к иным т. зр. в среде клира и рассматривал заявленный «Декларацией» курс как неизбежный компромисс. Ярким подтверждением этого является тот факт, что самым близким в Чите к Е. человеком был прот. Николай Любомудров (расстрелян 26 нояб. 1930), известный консервативно-монархическими взглядами и откровенными и смелыми проповедями. Не отмечалось в Забайкалье до 1928 г. и к.-л. деятельности сторонников григорианского раскола. Однако в 1929 г. им был передан читинский Казанский собор. Кафедральным храмом после этого стал Михаило-Архангельский храм - последний в Чите, оставшийся у православных. Е. через циркулярное письмо затребовал от всех священников епархии письменное подтверждение их подчинения митр. Сергию. Власти потребовали отменить это распоряжение, однако Е. не стал этого делать.

Важной заботой правящего архиерея было упорядочение жизни монашествующих. После 1922 г., согласно данным офиц. статистики, мон-рей в Забайкалье не было, хотя в действительности нек-рые монашеские общины продолжали полулегально существовать. В кон. 20-х гг. они начали разоряться властями. Е. были сделаны соответствующие распоряжения, в частности насельницам закрытого читинского Покровского жен. мон-ря было предписано носить подобающую их сану одежду, молиться в кафедральном соборе в особо отведенном месте (причем «способным» было указано исполнять обязанности певчих и чтецов), а также выполнять иные послушания. Когда при кафедральном Казанском соборе было создано сестричество, некоторые монахини и послушницы принимали также участие в его деятельности. Впрочем, сестричество просуществовало крайне недолго, оно закрылось по распоряжению Е. в связи с тем, что советские власти посчитали его деятельность незаконной.

В период епископства Е. был изменен титул Забайкальских архиереев. 27 февр. 1930 г., в связи с тем что г. Нерчинск утратил статус окружного города, ранее бытовавший титул «епископ Забайкальский и Нерчинский» (или «Читинский и Нерчинский») по предложению Е. был заменен титулом «епископ Читинский и Забайкальский». В кон. 1929 г. Е. был вызван для участия в очередной сессии Временного Свящ. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя. 27 марта 1930 г. возведен в сан архиепископа. 3 апр. того же года назначен архиепископом Шадринским, в качестве викария временно управлял Свердловской епархией и Уральской церковной областью. 29 окт. 1930 г. ввиду окончания сессии уволен от присутствия во Временном Свящ. Синоде. Переехал в Свердловск, затем в Мариинск.

В окт. 1930 г. Читинским оперсектором ОГПУ началась фабрикация дела о «контрреволюционной монархической организации». Обвинение было предъявлено 238 чел., в т. ч. мн. священно- и церковнослужителям Читинской епархии. Главой организации был объявлен Е. После проведения арестов в Забайкалье по требованию Читинского оперсектора ОГПУ 22 янв. 1931 г. Е. был арестован в Мариинске и 7 февр. отправлен по этапу в Читу.

На следствии Е. отказался признать свою вину. Однако под давлением обвинения, а также из-за ложных показаний против него и ряда клириков Забайкальской епархии, в т. ч. и во время очной ставки архиерея с завербованным ОГПУ сыном казненного прот. Николая Любомудрова Серафимом, Е. посчитал нужным «признать», что о существовании «контрреволюционной организации» знал, но в деятельности ее участия не принимал. 17 нояб. 1931 г. решением Особой тройки Полномочного представительства ОГПУ по Восточно-Сибирскому краю приговорен к 10 годам ИТЛ.

С апр. 1932 г. отбывал срок заключения в Ахпунском отд-нии Сиблага (ныне на территории Кемеровской обл.). Был занят на строительстве Горно-Шорской железной дороги. В лагере служил молебны вместе с др. заключенными священнослужителями. 16 сент. 1937 г. арестован по обвинению в создании «офицерско-поповской контрреволюционной фашистско-повстанческой организации», которой он якобы руководил вместе с обновленческим «митрополитом» Александром Медведевым. Всего по делу проходило 16 священнослужителей. На допросе Е. отказался признать себя виновным, отверг предъявленные ему обвинения в организации «группировки служителей религиозного культа» и ведении «контрреволюционной агитации». 28 окт. решением Особой тройки УНКВД по Новосибирской обл. вместе с др. обвиняемыми приговорен к расстрелу.

Соч.: Голгофа в жизни Иисуса Христа и Его учеников: (Слово в Пяток 1-й седмицы Великого поста при восп. страстей Христовых) // ПС. 1913. Апр. С. 9-12; О значении духовного опыта для богословской науки // Там же. Нояб. С. 565-570.
Арх.: ГА Читинской обл. Ф. Р-422. Оп. 1. Д. 5, 12, 33-35, 37, 45, 48, 55, 66; Ф. Р-633. Оп. 1. Д. 5; Архив УФСБ по Читинской обл. Д. 621-630; Архив УФСБ по Кемеровской обл. Д. П-3615.
Лит.: Польский. Ч. 2. С. 110-112; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 137-138; ЖМП, 1931-1935. С. 14; Василевский В. И. «Главный обвиняемый - епископ забайкальской епархии Евсевий» // Иннокентьевские чт., 5-е: Забайкалье и Православие. Чита, 2002. С. 147-152; Мученики и исповедники Рус. Правосл. Церкви земли Иркутской // Верую!: Газ. Иркутск, 2004. № 1. С. 4; Саввин Д. В. Читинско-Забайкальская епархия в 1917-1936 гг. // Православие в Забайкалье: История и современность: Сб. ст. Чита, 2004. С. 28-36; он же. Гонения на Православие и раскольничество в Читинско-Забайкальской епархии (1920-е - нач. 1930-х гг.) // Православное Забайкалье: Учеб. пособие. Чита, 2004. С. 227-241.
Д. В. Саввин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский